Загрузить еще

Режиссер Владимир БОРТКО: «Нам кажется, что у Тараса Бульбы трагедия, а он гордился смертью Остапа…» ВИДЕО

Режиссер Владимир БОРТКО: «Нам кажется, что у Тараса Бульбы трагедия, а он гордился смертью Остапа…» ВИДЕО
Фото: Бортко решил, что «Тарас Бульба» станет его лебединой песней.

«Тарас Бульба» давно готов и даже планировался как фильм-открытие 38-го кинофестиваля «Молодость», проходившего в Киеве в октябре прошлого года. Но потом продюсеры решили приурочить его выход на экраны к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя (по новому календарю эта дата попадает на 1 апреля).

Режиссер ленты Владимир Бортко - потомственный киевлянин. Выпускник Киевского театрального института стал гордостью российского кино. А телерейтинги фильмов «Идиот» и «Мастер и Маргарита» побили все рекорды, записав в ряды любителей классики даже заурядных потребителей «телемыла».

Наша беседа состоялась во время разгара работы над «Тарасом Бульбой», поэтому особенно интересным стало рождение идей и мыслей, воплощенных позже в ленте. А еще я лично убедилась, с какой дотошностью режиссер относится к каждому кадру будущего фильма: то, что потом промелькнет на экране за две минуты, снимается целый день - со множеством дублей в поисках выразительного кадра. И не ускользнуло ощущение усталости, исходившей от мастера...

«Это мой последний фильм»

- Владимир Владимирович, в одном из интервью вы сказали, что «Тарас Бульба» станет вашим последним фильмом. Зачем так пугать поклонников?

- Действительно, хотелось бы на этом остановиться. По законодательству России и Украины люди в 60 лет имеют право выйти на пенсию. А мне уже 63 года, так что хватит бегать по съемочной площадке и орать: «Стой, куда пошел!».

- Неужели художник, влюбленный в кино, может запросто отправиться на пенсию?

- Знаете, в вашем вопросе чувствуется украинское происхождение. Никакой любви в кинопроизводстве нет. Это очень тяжелая работа, так как на съемочной площадке приходится сталкиваться не с любовью, а с совершенно другими вещами. Здесь постоянно звучит: «Почему этого нет?», «Почему этот не пришел?» и тому подобное с утра до вечера.

- Как появилась идея снять «Тараса Бульбу»? 

- Эта повесть в детстве не произвела на меня впечатления. Гораздо больше понравились гоголевские «Портрет» и «Ревизор». К счастью, «Бульбу» я перечитал в зрелом возрасте, поэтому понял - это одна из вершин мировой литературы. И дай Бог, чтобы нам удалось адекватно его снять.

Российские звезды Игорь Петренко (сыграл Андрея) и Михаил Боярский прекрасно вжились в образы украинских казаков.

- Фильм создается на русские деньги. А как же вопросы отношений России и Украины?

- Гоголь очень удачно обошел все политические вопросы. А вообще-то какая сейчас уже разница… У Украины и России нет проблем с Аргентиной - только теплые дружеские отношения. А вот страны-соседи - те всегда бьют друг друга по голове. У Франции с Германией, например, было три войны подряд. Так что, они и сейчас должны выяснять старые конфликты? И какое нам с вами дело до того, что наши прапрапрадеды лупили один другого? И те и другие сейчас уважаемые предки. Ведь «Тарас Бульба» написан как эпос. Я подозреваю, что у Гоголя на письменном столе лежали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Вот в истории о взятии Трои кто для вас лучше: Гектор или Ахилл? Оба равнозначные, оба герои. Точно так же и в «Бульбе» речь идет о героизме, о гордости, о воинском достоинстве, а не о том, у кого какой дедушка и как они воевали. Гоголь и поляков не изображает жуткими и подлыми. Хотя в действительности в то время их дедушки наших…

-... на кол сажали!

- Да. Еще, например, написано, что они надевали на пики детей и бросали матерям. Гоголь это описать не побоялся, хотя мы такое, естественно, экранизировать не будем, ведь живем в другое время. Для меня в этом фильме важны не политические составляющие, а художественные. Здесь три главные темы - события в России, Украине и Польше. И еще стоит острый еврейский вопрос, который мы удачно обошли. Поэтому после премьеры я жду визита представителей московской и киевской синагог. А что касается поляков, то и волноваться не стоит: что было, то было. Не секрет, что у них своя точка зрения на события, а у нас другая. Лишь бы сейчас не воевали.

«Кроме Ступки, кандидатов на главную роль не рассматривал»

- Фильм снимали в Украине - на Хортице, в Каменце-Подольском... Правда, что в Пирогове вам отказали в использовании музейной экспозиции?

- Да, мы не договорились с дирекцией музея. В Пирогове мы хотели построить хутор Тараса Бульбы. Мы даже планировали подарить этот хутор музею, чтобы туда могли водить туристов. Но нам сказали: «не треба». А почему - я так и не понял. Правда, потом предложили площадку, но другую, которая нам не подошла. Так что пришлось построить хутор Тараса в Бакоте под Каменцем-Подольским.

- Для вас, конечно, не секрет, что о съемках «Тараса Бульбы» в Украине мечтали давно…

- Да, и мне очень жаль, что эту картину не сняли раньше, что не осуществил свою мечту Гресь, а Гаврилюк не сыграл Тараса Бульбу. Я Ивана приглашал к нам. Правда, не на главную роль, но он отказался. Только вот кандидатуру Депардье, о которой много говорили, не стоило даже обсуждать. Это совершенно бредовая идея. Национальный характер должен воплощать отечественный исполнитель.

- А почему ваш выбор пал на Богдана Ступку, который никак пудами не вышел. Да и возраст у него постарше, чем у гоголевского героя?

- А кто пудами вышел? У Гоголя вес Бульбы составляет больше 300 килограммов. Есть у нас такие мужчины? Это такая же метафора, как знаменитое: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Для меня важно, что у актера в глазах, а не то, сколько он весит. В фильме запланирован пятиминутный монолог Тараса о патриотизме и воинской доблести. Уверен, что, кроме Ступки, никто не сумеет прочитать текст так, чтобы зритель все это время не смог оторвать взгляд от актера.

- А были другие кандидаты на эту роль?

- Нет, не было. 

«У казаков была психология самураев»

- Как вы решали сцену убийства Тарасом своего сына, ведь даже Богдан Ступка сознался, что не понимает поступка своего героя?

Сцену казни Остапа Владимир Вдовиченков исполнил великолепно.

- Да, здесь нужно было хорошенько подумать. Ведь Бульба совершает не убийство Андрея - он судит своего сына. У Гоголя написано: «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» В этой сцене он смотрит ему в глаза: «Стой и не шевелись!» И убьет его из ружья... А что в это время делает Андрей? Ничего. Это фатум. Если бы история повторилась еще раз, он все сделал бы точно так же. А сейчас пришла расплата за его роковую любовь. У Андрея прямая линия к смерти. Поэтому он не прячется и не уклоняется. У Гоголя есть ремарка: отец убил сына, а тот упал как срезанный колос. Соратники ему говорят: «Давай похороним!», а тот: «Нет, будут у него еще плакальщицы и похоронщики. На коня! Вперед!» Это сложнейшая история, и как ее снять - сразу и не угадаешь.

Вот, например, в сцене смерти Остапа, когда ляхи на площади сажают старшего сына Бульбы на крюк, отец стоит в толпе и говорит: «Добре, сынку, добре». Что он должен в этот момент чувствовать? (Ступка гениально сыграл эту сцену.) Подбадривая сына, Тарас плачет. Я сейчас смотрю материал и восхищаюсь: как здорово сыграно. И все же думаю: а может, и не надо Бульбе плакать. Возможно, следует показать другой характер отца, гордящегося своим сыном. Ведь достойно умереть за Родину - это счастье. И где-то Тарасу даже завидно, что Остап так здорово держится в свой последний час. Он - герой! Здесь важно понять психологию казаков того времени. Для них не существовало другого смысла жизни, кроме войны с врагом.

- Как самураи?

- «Путь воина - это путь к смерти» - закон самураев. И у казаков та же философия. Мечта любого из них - умереть героем, чтобы потом о нем бандуристы пели на весь мир. Иначе жизнь прожита даром. Тогда царило абсолютно другое мышление, непонятное в наше гуманистическое время. Поэтому мне сейчас было довольно трудно объяснить актерам, что чувствовали их персонажи. Казаки - это те же Ахилл и Гектор, которые живут только войной. Там их честь и слава. Поэтому и Тарас Бульба в первую очередь гордится сыном, даже висящим на крюке. Как донести эту психологию современникам? А ведь это первооснова произведения. Почему Бульба бьет дома горшки и кричит: «Чего я здесь сижу, чего мне с женой бабиться? Какого врага я высижу? Все, завтра на войну!» И зачем ему мир, если его сосед - басурман. А басурмана нужно бить.


Тараса Бульбу сыграл Богдан Ступка. Других кандидатур не было.

- Похоже на солдат ХХ века, которые после Великой Отечественной не могли себя найти в мирной жизни...

- Нет. Великая Отечественная предполагала защиту Родины, а потом мирную жизнь. А казаки, пока могли сидеть в седле, воевали. Вы пытаетесь найти в этом рациональное зерно, а оно в другом. Это не рационализм нашего современника, для которого мир лучше войны, а жизнь дома с женой лучше военных лишений. Тарас говорит сыну: «Не слухай жінку, бо вона баба». И это не шутка, а жизненная позиция: слушай меня, ты самурай! И с ляхами та же история.

Польский пан, который пропил все, перед сражением одалживал злотые. Почему? А потому, что, если его убьют, противник возьмет деньги как законную добычу. Чтобы потом не считал, что бился с хлопом, быдлом. Гоноровый пан должен быть заможным!

Вот нам сейчас кажется, что у Тараса Бульбы настоящая трагедия - погибли оба сына. А тогда все воспринималось по-другому. И Гоголь понял и описал это в 26 лет! А вы знаете, сколько времени охватывает эта повесть? Полтора века. Она начинается в XVI веке, а заканчивается событиями в Полонном 1630 года - за 20 лет до Переяславской рады. Сколько же тогда жили Тарас и его сыновья - 150 лет? Как библейские пророки.

«Сталины ходят по экрану табунами»

- Может, все-таки еще вернетесь в кино и снимете фильм о Сталине, как обещали ранее?

- Знаете, Сталины сегодня ходят по экрану уже табунами. Такое впечатление, что режиссеры считают нужным сунуть человека с усами и грузинским акцентом в фильм на любую тему. По-моему, это уже дурной тон. Для меня Сталин - фигура очень неоднозначная, поэтому мы с драматургом Эдвардом Радзинским хотели снять о нем фильм. Но сценарий застопорился, а потом эта тема была растиражирована, и идея погибла. А жаль, так как подобных личностей в истории единицы. К Сталину можно относиться по-разному. У меня самого оба дедушки были репрессированы и расстреляны. Тем не менее я сужу о нем неоднозначно.

- Он для вас скорее положительный, чем отрицательный герой?

- Ни то ни другое. Я понимаю, какую страну получил этот человек - 80 процентов неграмотного населения, экономическая разруха. А к моменту его смерти в СССР был космический спутник, лучшее в мире образование и мощная индустрия. Но при этом сотни замученных, расстрелянных, обездоленных.

С другой стороны, а каким был Наполеон, пришедший в Россию с полумиллионной армией, а ушедший с 20 тысячами солдат? И он национальный герой Франции. Черт его знает! Ведь и Петр I сделал свои реформы на костях. Возьмите любого западного великого деятеля и посмотрите, сколько за ним трупов. Хотя в этом списке Сталин может сравниться только с Чингисханом.

Но меня интересовала не оценка политического деятеля, а масштаб личности.

«Как Киев ни портят - а он все краше!»

- По Украине скучаете?

- Конечно! Все мое детство и юность прошли здесь. В Киеве живут лучшие друзья. А какие тут девчата! Если бы я один ходил по Крещатику, то там осталась бы протоптанная мной личная тропинка к знаменитой кофейне «Чай-кофе». Она еще сохранилась?

- Нет, сейчас там бутик.

- Ничего не сохранилось. Но дух жив! Когда мне звонят друзья и жалуются, что Киев испоганили, я приезжаю и всегда поражаюсь - да он еще лучше стал! Такой вот удивительный город - как его ни портят, а он все краше.

- Вы окончили Киевский театральный институт, который ныне часто ругают за низкий уровень образования...

- Я горжусь тем, что окончил этот институт! А еще больше местом, где находился наш кинофакультет, - на территории Киево-Печерской лавры. Считайте, что это составило половину нашего образования. Каждый раз приходишь на лекции и испытываешь культурный шок. Там сосредоточена история страны от Ильи Муромца до наших дней. Фантастическое ощущение! Жаль, что факультет оттуда перенесли, ладно, если еще монахам место освободили, а не чиновникам. Студентов нужно воспитывать только в таких местах!

- А знаете, вас называют миссионером русской литературы. Нынешние компьютерные дети книг не читают и знакомятся с классикой по вашим картинам: «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»... Кстати, на киевской Петровке после каждой телепремьеры резко поднималась продажа этих книг!

- Помню, мы очень рисковали на «Идиоте», когда никто не знал, что из этого выйдет. Более того, существующая советская версия режиссера Пырьева стала классикой, но никто не задумывался, что фильм показал только начало этого романа. Ведь в то время снимать «Идиота» было все равно что подписать себе смертный приговор. Почему режиссер и сделал только одну серию картины. Дальше рассказать эту историю было невозможно - ни в 1956 году, ни во времена оттепели. Из-за этого Рогожин предстал как представитель плохих слоев населения, хотя в романе это вовсе не так. Поэтому мне и хотелось отобразить в фильме то, что в действительности хотел сказать писатель. Роман очень непростой, и на нас смотрели как на сумасшедших. А потом, уже после премьеры, выяснилось, что зрителям это очень интересно.

И сейчас с нашей легкой руки на экраны выйдут еще четыре новых фильма по романам Федора Михайловича - вдруг все поняли, что это кассовый писатель. Вот почему я этим делом и занимаюсь: когда совпадают желания продюсеров, которые дают деньги на фильм, и желание режиссера, производится кино. 

БУДЬ В КУРСЕ

Сериал про «Бульбу» не снимали

- В некоторых изданиях писали, что «Тарас Бульба» - это целый сериал, снятый с бюджетом в 25 миллионов долларов.

- Нет, ну что вы! Сериала не будет, только художественный фильм на 2,5 часа для проката в кинотеатрах. И бюджет его гораздо скромнее. Так что «не читайте до обеда советские газеты, а коль нет других, никаких не читайте». Сериалы я снимал раньше, потому что не хотел кричать в пустом зале. В то время кинотеатры стояли пустыми, а телевизор смотрели все. Сейчас прокат возродился, поэтому мы приступили к производству широкоэкранного кино. 

КСТАТИ

«Пригласил Боярского, потому что он здорово фехтует»

- Владимир, говорят, вы специально придумали роль для Михаила Боярского...

- Да, это так, Мишу я очень люблю. Но он появился в фильме вовсе не поэтому. Тот мушкетерский дух, который в нем живет, очень точно совпадает с духом казачества. У меня была сложность в том, чтобы в фильме показать воинскую массу. У Гоголя написано: «казаки сказали». А из кого их делать? Значит, кто-то должен сказать, сделать… И таким «кем-то» стал Михаил Боярский. И я рад, что герой советского экрана согласился сняться в небольшой роли. Он здорово фехтует, великолепно держится на коне. С этой же целью я пригласил Леся Сердюка, Остапа Ступку и еще нескольких актеров.

КТО В РОЛЯХ?

В «Тарасе Бульбе» Бортко собрал созвездие знаменитых актеров: Богдан Ступка, Ада Роговцева, Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Лесь Сердюк, Остап Ступка, Михаил Боярский...

На площадке ежедневно собиралась целая интернациональная бригада - много польских актеров, каскадеры из Словакии, строители декораций из Прибалтики.