Загрузить еще

Заместитель губернатора Полтавской области Борис Галушко: «Мы перейдем от экспорта товаров к экспорту технологий. Так должно быть!»

Заместитель губернатора Полтавской области Борис Галушко: «Мы перейдем от экспорта товаров к экспорту технологий. Так должно быть!»

НА ПЯТОМ МЕСТЕ В УКРАИНЕ

- Борис Павлович, вы занимаетесь промышленностью в области, которую традиционно считают аграрной. Не скучно?

- Нет! Потому что представление о Полтавщине как исключительно аграрном регионе - это стереотип. Один наш Кременчуг по промышленному потенциалу находится на пятом месте в Украине - после Киева, Харькова, Донецка и Днепропетровска. А область в целом на 7-м месте.

У нас развита и пищевая промышленность, и легкая, и деревообрабатывающая, и машиностроение - вспомните КрАЗ, к примеру, а ведь это далеко не единственное предприятие этой сферы, и металлургия, и даже такое стратегическое направление, как добыча и переработка нефти и газа. 

- В контексте закончившихся два года назад «топливных войн» с Россией хочется спросить, много ли газа добывают в Полтавской области? 

- Примерно 60 процентов от общего объема. И мы можем больше! Определенную проблему представляла разработка новых месторождений - этот вопрос стоял долго, на протяжении 10 последних лет как минимум. Многие старые месторождения истощаются, нужны новые - они есть, необходимо только провести геолого-разведывательные работы, довести месторождения, что называется, до ума. К счастью, ситуация изменилась, государство намерено вкладывать деньги в разработку, и это подтвердил министр ТЭК Юрий Бойко, приезжавший к нам в мае этого года. Деньги пошли, так что теперь можно рассчитывать на хорошие показатели. Мы же в свою очередь рассматриваем и другие аспекты. Это, в частности, внедрение новейших технологий бурения. Сейчас бурим на глубину 7 - 8 тысяч метров. Это дает нам возможность добывать газ с горизонтов, о которых раньше и не мечтали. 

Юрию Бойко во время его визита мы показывали, как с помощью современных компрессорных установок, с применением сжиженного азота, удается выкачивать газ из скважин, ранее признанных неперспективными. Это тоже совершенно новая технология, которая позволяет старые месторождения опять сделать рентабельными. Только за ее счет мы увеличили добычу на 4 процента за минувшие пять месяцев. В этом году планируем добыть 8 миллиардов кубометров газа, а в будущем хотим выйти на все 10. 

ЗАПАДНЫЕ ИНВЕСТОРЫ  И СВОИ СОБСТВЕННЫЕ

- Наверняка топливная отрасль является и самой привлекательной для иностранных инвесторов? Как вообще обстоят дела с инвестициями? 

-  Конечно, инвесторов интересует добыча и переработка углеводородов. Но не только. Средства вкладываются и в пищевую промышленность, и машиностроение. Общий объем прямых иностранных инвестиций только в первом квартале этого года составил 535 миллионов долларов. Но важно заметить, что многие наши предприятия, у которых сейчас наблюдается рост производства, вкладывают деньги сами в себя. Деньги тратятся в первую очередь на внедрение передовых технологий, энергосбережение, экологическую безопасность, а также социальную сферу. Последнее - следствие принципиальной позиции руководства области. 

- Можно об этом подробнее? 

- Мы добиваемся от инвесторов внимания к социальной сфере. Ждем от них средств на строительство больниц, детских садов и школ, ремонт дорог, на жилье для своих же сотрудников. Думаю, это правильный подход. Один пример: в Комсомольске строится электроплавильный комбинат «Ворскла Сталь». Там будут применяться новейшие австрийские технологии, экономные с точки зрения энергозатрат, безопасные для окружающей среды. Но мало того - строят водопровод, канализацию, проводят теплотрассы. Строят дома - для своих же сотрудников; планируется сдать 1500 квартир, строят коттеджный городок в Дмитровке, где будет непосредственно находиться завод. Это нужно им самим и полезно нам. А в общей сложности в этом году мы получим на развитие социальной сферы 33,2 миллиона гривен. 

Крюковский мост в Кременчуге. Этот город 5-й в Украине по промышленному потенциалу.

ПОСЛЕ КРИЗИСА ПРЕДПРИЯТИЯ СТАЛИ РАБОТАТЬ ГИБЧЕ

- Насколько серьезно пострадала промышленность региона от мирового экономического кризиса?

- Конечно, пострадала! Но сейчас, думаю, нет смысла повторять разговор о тех ударах, которые пришлось ей пережить - пришло время говорить о росте, который наблюдается по всем направлениям. Например, АвтоКрАЗ расширяет и ассортимент своей продукции - сейчас там производится 25 базовых моделей и более 150 модификаций. И к традиционным - самосвалам, седельным тягачам, бортовым грузовикам - добавляются новые, например автоцистерны, топливозаправщики… То есть, пережив кризис, предприятия становятся гибче и начинают работать эффективнее. 

Традиционные рынки нашего экспорта - Центральная и Восточная Европа - область сохранила. И все увереннее продвигает свою продукцию в Западную Европу, осваивает Юго-Восточную Азию… 

Особо хочу отметить, что на рост промышленности серьезнейшее влияние оказало возобновление сотрудничества с Россией. Очень многие предприятия региона давно ориентированы на сотрудничество с северным соседом. 

- А можете сделать прогноз: какой вы видите промышленность региона в перспективе?

- Высокотехнологичной, безопасной, энергоэкономной. И, главное, конкурентной на мировом рынке. Например, наш Полтавский горно-обогатительный комбинат уже сегодня успешно торгует своей продукцией в Австрии, Сербии, Словакии, Индии, Китае - на рынки этих стран приходится 90 процентов его производства. Но ГОК экспортирует железорудные окатыши. А следующий шаг, который делается уже сейчас, это завоевание рынков для нашей высокотехнологической продукции - автомобилей, эскалаторов, вагонов, локомотивов и многого другого, что производится в области. А лет через двадцать, надеюсь, мы перейдем от экспорта товаров к экспорту технологий. Так по крайней мере должно быть!

На разведку новых газовых и нефтяных скважин в Полтавской области снова выделяют средства. Это значит, топлива из региона будет поступать все больше.

В ТЕМУ

ТОП-5 промышленных предприятий региона

По данным Полтавской облгосадминистрации, «Комсомолка» составила пятерку предприятий, которые показали динамичный рост, а также эффективное применение новых технологий. 

КРЮКОВСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

Здесь готовы запустить в серийное производство скоростные поезда, которые могут разгоняться до 260 км/ч. Эти поезда не имеют аналогов ни в Украине, ни в СНГ. «Укрзалiзниця» сейчас приводит свою путевую сеть в соответствие с ресурсом этих поездов. Когда эта работа будет закончена, добраться на «Столичном экспрессе» до Харькова или Днепропетровска можно будет за 3 часа. Сейчас это занимает примерно в два раза больше времени. 

КРЕМЕНЧУГСКИЙ ЗАВОД ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА

Уже несколько лет этот завод работает по контракту с французской компанией Micheline. Вся автомобильная резина Micheline делается на основе, созданной в Полтавской области.

ПОЛТАВХИММАШ

Безусловно, является лидером по темпам роста. В этом году выпускает более 120 железнодорожных цистерн в месяц. Для сравнения: в начале прошлого года выпускали всего по 25 цистерн в месяц. Цистерны уникальны - 60-тонные, предназначенные специально для агрессивных сред.

КРЕМЕНЧУГСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД

Мало кто знает, что этот завод занимается сборкой автомобилей SsangYong и Geely. Причем речь идет не о крупноузловой, а о конвейерной сборке, полностью отвечающей требованиям и стандартам владельцев торговых марок.

КРЕМЕНЧУГСКИЙ КОЛЕСНЫЙ ЗАВОД

Все колеса на хозяйственную технику и крупные автомобили - МАЗы, КрАЗы - производят здесь. Работа предприятия ориентирована на экспорт. Все более конкурентной становится продукция предприятия и в нише легковых автомобилей.